Хвост всегда вилял собакой. Видимо, такова его сущность – вдруг начинает чесаться под ним, и собака несется, не разбирая путей своих, в поисках новых приключений на свою блохастую задницу.
Почти тысячу лет назад случилось так, что сельджукский султан Абуль-Фатх Джалал ад-Дин Мелик-шах, он же Мелик-Шах I, умудрился вырвать у Фатимидов Сирию, а вместе с нею и Иерусалим, преградив поток христианских паломников, жаждущих посетить святые места. Если раньше египтяне позволяли христианам без помех приезжать в Иерусалим, то сельджуки были полны религиозного рвения, и стали понемногу их задирать. Ибо их оскорблял самый вид неверных.
Правда, не это все же послужило главной движущей силой будущих крестовых походов. Их необходимость довольно четко сформулировал папа Урбан, сразу после окончания Клермонского собора в марте 1095 г. Было сказано, что европейская земля не в состоянии прокормить людей, поэтому для сохранения христианского населения необходимо завоевание богатых земель на Востоке. Вот так блоха уже укусила хвост, осталось только довести сигнал до высшей нервной системы.
И тут появилось то, что в наше время можно назвать информационной войной. По всей Европе стали множиться и транслироваться рассказы о турецких зверствах. Пилигримы ходили от дома к дому, от селения к селению и вещали о «кровавом режиме», третировавшем паломников. Более всех преуспел в этом Петр Пустынник, который и стал организатором первого крестового похода. В 1096 году самая настоящая армия пилигримов и рыцарей, благословенная папой римским, двинулась к Палестине. Вождями этих полчищ были Пётр и Готье Нищий. Таким образом, началась долгая и мрачная эра крестовых походов.
Плачевна была судьба первого ополчения. Постоянные стычки, битвы в Венгрии и Болгарии, общая беспорядочность лишили вождей влияния на массы. Венгры и болгары уничтожали крестоносцев. После переправы в Азию Пётр покинул ополчение, которое вскоре было истреблено турками, и присоединился к армии Готфрида Бульонского.
И вот что здесь мне показалось любопытным. В 1098 году произошел один эпизод. Когда крестоносцы в 1098 году были осаждены в Антиохии эмиром Кербогой, настал такой голод, что многие бежали толпами, другие спускались на верёвках со стен и уходили в леса. И вот в числе таких «веревочных беглецов» был и этот самый Петр. Правда, побег его все-таки не удался. Его поймали и заставили присягнуть, что он более бегать не будет.
А после взятия Иерусалима Пётр вернулся на родину, прибыл в Пикардию и основал в Юи в 1099 году августинский монастырь, настоятелем которого он и умер в 1115 году. Вот так человек, положивший массу народу, монетизировал свое участие в расколе мира на ближайшие столетия.
Владимир ГЛИНСКИЙ.
Свежие комментарии